Смешное в Интернете

Отличается ли сетевой юмор от обычного, оффлайнового, как теперь уже можно сказать? Определенно да. В чем особенность интернет-юмора, сходу определить сложно. Попробуем разобраться вместе.

Вырванный из контекста, а точнее – из Интернета, человек не поймет большей части сетевых шуток. В основном это произойдет потому, что сложилась определенная традиция их формы и наполнения. Это шаблоны: фигуральные и содержательные.

В IT-компании сложно найти человека, который не знает, что такое демотиватор, да и среди читателей нашего блога таких маловато. Поэтому просто упомянем данные типы шуточных сообщений.

Прикольные картинки, котоматрицы, мотиваторы, которые перегорели так же быстро, как дискеты, комиксы и смешные анимации, а еще интернет-шоу, подборки и нарезки – все это формы шуток в сети.

Конечно, традиционные анекдоты или смешные стишки здесь размножаются с теми же темпами, что и популярные жанры, однако в тусовке «смеющихся пользователей» им уже не место.

На гребне волны интернет-юмора находятся тысячи и даже, наверное, миллионы людей, которым приходится быстро пережевывать каждый новый жанр, испытывать его, подражая инициатору в собственном творчестве, и разделять концепцию смешного, заложенную в новом типе шуточного сообщения. Обезьянка видит комикс, обезьянка видит, что другие обезьянки смеются над комиксом, обезьянка рисует похожий комикс.

Как никогда просто понять, что же в интернете смешно, а что нет. Есть даже мода на смешные вещи. Во всем виноваты лайки. Коллективное беспощадное за долю секунды определяет, что попадет в главную ленту «смешных ресурсов», что должно быть смешным, что должно быть скопированным и что должно быть забытым. Юмор в Интернете – форма интерактивного развлечения. Такой себе вселенский КВН.

Каста

Смешные неприкасаемые – так можно было бы назвать общность людей, которые живут в среде интернет-юмора. Сосредоточимся на Рунете, потому что его вполне достаточно, чтобы уловить общую тенденцию. На сайте JoyReactor (один из популярных в Рунете увеселительных порталов) форма авторизации выглядит так: «Ты тролль, лжец и девственник? Присоединяйся!». Вот, в общем-то, ключевое определение типажа смешных неприкасаемых.

Три мощных течения определяют юмор в сети. Первое из них – школота. Неиссякаемый поток детского творчества – благодатная почва для неудачных шуток, отсеивая которые, сообщество смеющихся определяется с модой и стилем. Кстати, и над самой школотой шутят до упаду. Второе течение – интернет-киборги, которые из сети вообще не выходят и просто шутят, находясь в этом пространстве. Их максимальная интеграция с сетевым стилем позволяет им прочувствовать комическое в этой среде и быть на волне net-юмора. Наконец, третье течение – неудачники, они же тролли и лжецы. Нереализованные по каким-то пунктам пирамиды потребностей, они, скрывая свои некрасивые лица, извергают потоки сарказмов и сатир в Интернет. Гениальные идеи присущи каждому из этих течений. Каста процветает благодаря постоянному обновлению биомассы в сети и тем самым лайкам.

Над чем смеются?

Пару лет назад в какой-то программе на ТВ Бориса Грачевского спросили: «Над чем теперь смеются дети?». Создатель «Ералаша» ответил: над тем же, над чем всегда. По его словам, почти ничего не изменилось. Но тут вспоминаются народные анекдоты, которые мы все читали классе в шестом и над которыми смеялись просто потому, что деревенщины 17-го века шутили по нашему вкусу до ужаса глупо.

Пожалуй, юмор все-таки не меняется с веками. Просто каждое поколение переживает своеобразный юмористический онтогенез – воспринимает разные типы смешного в разном возрасте. Попробуйте объяснить это поколению, выросшему в эпоху от Петросяна до Мартиросяна. Вырастили скептиков, ничего не поделаешь.

Надо сказать, восприятие смешного во многом зависит от социокультурных традиций и среды конкретного человека. Тут кроется секрет сети. Приходя в эту среду, мы живем по ее традициям и отчасти поэтому нам смешно все (или почти все – прим. главреда), над чем там смеются.

В то же время никто не скажет наверняка, какая шутка будет удачной, а какая нет. Хоть законы смеха давно сформулированы, слишком многое всегда будет нестабильным и непредсказуемым. Особенно это касается толпы людей, объединенных монитором.

Например

Сетевой юмор очень похож на карнавальную культуру в концепции Бахтина. Публично грязный и даже мерзкий, как «Гаргантюа и Пантагрюэль», он рассчитан на огромное количество людей. Чем больше масса, тем ниже шутки. Это закон, ничего не поделаешь. Пошлость, даже похабщина – традиционное наполнение смешного в сети. Можно долго рассуждать о катарсисе, который испытывают лишенные публичных казней и инквизиционных представлений люди 21-го века, но незачем.

Еще не до конца пережитое падение стены между нами и Западом тоже сказалось на юморе в сети. Он откровенен, затрагивает истинно фрейдовские темы и не останавливается ни перед чем. Забавно, но за годы этого оптоволоконного карнавала публичный и похотливый юмор сети даже смог стать качественным. Люди научились шутить мерзко, но со вкусом.

Цинизм, нетолерантное отношение вообще ко всему, обязательные ашыпки – все это начинка смешного сетевого. Есть даже традиционные шутливые реакции, которые должен демонстрировать пользователь, получая дозу типовой информации. «Я бы вдул», говорят мальчики, когда видят картинку с симпатичной девушкой. «Потрачено», говорят мальчики, когда перед ними сцена с неблагоприятным или даже летальным исходом. И девочки говорят, конечно. Но девочкам в сети больше принято давать поводы для смеха – делать глупости, над которыми мальчики смеются. Ну и, наконец, подборка сочных образцов сетевого юмора.

Пирожки. Это стихи определенного размера и ритма. Почти сонеты, только злее.

«душа утопшего матроса

вселилась в воблу второпях

и вновь вытряхивают душу

и снова мордою об стол».

Или

«а если станет очень плохо

возьми мобильный телефон

и набери меня дружыще

послушать длинные гудки».

Ну и еще

«евгений после переезда

печален стал и нелюдим

сидит разглядывает дома

следы покрышек на лице».

Орфография, конечно, сохранена. Кстати, парадоксы – целая семья интернетных шуток.

А вот демотиваторы. Тут все понятно.

Кстати, про мемы. Все три демотиватора используют ради смеха новые архетипы сети – мемы. Кот с девушкой касается того самого девственника из «Реактора». Бабушка  в сети всегда вяжет невообразимые вещи и кормит внуков до максимального набора веса, а «Давай, до свидания» – фраза, выхваченная из смешных обстоятельств. Такой мем – гарантия смешного. Они вроде тегов. Вы подставляете их к картинкам и автоматически получаете улыбку. Конечно, это работает только тогда, когда мем еще в моде.

Между прочим, морды-мемы, прародителем которых стал знаменитый «FUUUU», положили начало комиксам. В комиксах иллюстрируются жизненные ситуации, и все они, в общем-то, работают по принципу «А вы тоже что-то делаете так же, как я?». Эмоциональная привязанность, рождающаяся после прочтения таких комиксов, объединяет и веселит не хуже браги.

 

Аткрытки (именно так, через «а») – юмор с питерским шиком. Это уже не для всех. Аткрытки – для избранных среди неприкасаемых. В них, как правило, присутствует черный юмор.

  

Ну и, конечно, котики. По рейтингу самых популярных картинок в сети первенство держат коты, младенцы и закаты-рассветы. «Котоматрица» и другие похожие порталы предлагают пользователям юмор про животных. Как правило, такие ресурсы работают с людьми категории 30+, поэтому классическим юмором здесь пахнет, как нигде больше.

    

Что будет смешно в сети через 20 лет

Если честно, не представляю, над чем люди еще не смеялись. Фантазия рисует грандиозные видеохостинги с онлайн-трансляцией смешных событий. Точно можно сказать, что смеяться будут над жизнью и смертью, над противоположным полом, над страшными и ужасающими событиями. Смеяться будут над всем тем, с чем трудно справиться за пределами Интернета. Смеяться будут громко, долго и вместе. И не перестанут никогда.



Комментарии

Комментарии (0)

Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Эстония
    Tien
    : Is that really all there is to it because that'd be flaibergastbng.
  • Полезные советы новичкам WordPress
    Роман
    : В строке с "else if" в примере (на картинке) вроде не хватает одной закрывающей кавычки. И
  • Gekos красно-золотой
    Админ Блогович
    : ИЛИ выступлениями на внешних семинарах/конференциях
  • Gekos в Стамбуле: мы работаем там, где лето
    Денис
    : Очень крутая статья!
  • Как увернуться от гранаты или «Яндекс АГС – уберется все!»
    Рустем
    : Спасибо за кейс. На счёт хостингов - полностью согласен. Некоторые сайты расположены на ка
  •