В настоящее время инструментарий SMM уже ни у кого не вызывает такой бурной реакции, как это было всего пару лет назад. Причиной этому является накопленный опыт, который для каждого интернет-агентства или владельца интернет-бизнеса имеет свой оттенок. У одних практиков SMM-услуг существуют примеры ярких побед, у других есть примеры неудач. Каждый из тех, кто, когда либо пытался разобраться в SMM, успел и оценить эффективность данного канала, и разочароваться в нем. Впрочем, споры по поводу эффективности данного вида интернет-рекламы не умолкают и по сей день.
В этой статье мы попробуем разобраться, в чем причина таких противоположных мнений. Начнем, пожалуй, с определения.
SMM (social media marketing) — процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы. Это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач.
Фразу «других бизнес-задач» я выделил специально, т.к. это ключевой момент в понимании того, для чего же нужен маркетинг в социальных медиа.
Говоря о SMM, нужно учитывать, что у данного вида интернет-рекламы существует множество методов и подходов. Несколько наиболее популярных: построение сообществ бренда (создание представительств компаний в социальных медиа), работа с блогосферой, репутационный менеджмент, персональный брендинг и нестандартное SMM-продвижение.
Такое разнообразие методов и подходов стало реальным благодаря внушительному количеству социальных медиа, которые ежедневно привлекают пользователей интернета к себе. Понимая тот факт, что 1/3 пользователей интернета большее количество времени онлайн проводит именно в социальных сетях, рекламодатели просто не могут игнорировать рекламные возможности этих площадок. Поэтому рано или поздно каждый из представителей интернет-бизнеса сталкивается с задачей построения эффективного SMM.
С чего начинать построение эффективного маркетинга в социальных медиа?
Ответ прост – с постановки бизнес-задач компании, которые можно реализовать путем рекламы! Именно некорректные задачи являются залогом плохих результатов. Судить об эффективности SMM по тем же метрикам, что и в контекстной рекламе, или, например, SEO в корне неправильно. Даже ROI (коэффициент окупаемости инвестиций) точно просчитать для SMM невозможно, т.к. результаты маркетинга в социальных медиа косвенно влияют на другие важнейшие показатели эффективности. Например, в зависимости от осведомленности посетителей о конкретном ресурсе, значения его конверсии могут меняться. В таком случае констатировать эффективность либо неэффективность SMM попросту нельзя.
Только после правильной постановки бизнес-задач компании и грамотного определения роли бренда в социальных медиа можно рассчитывать на положительный результат.
Какие задачи можно ставить перед SMM?
Ответ зависит от сферы деятельности и направления каждой отдельно взятой компании.
Ниже приведен пример, в котором показано, какие задачи можно ставить, как эти задачи перевести на язык интернет-метрик, и какие ключевые показатели эффективности будут нам говорить о результатах работы.
Вся последующая активность в социальных медиа будет зависеть от корректности поставленных перед SMM задач, и именно эта работа является отправной точкой в построении эффективного SM-маркетинга.