Прогнозы в SEO

Сколько будет стоить продвижение моего сайта? Сколько посетителей я могу получить за эту сумму? Сколько стоит продвинуть в топ запрос А и запрос Б? Каждый интернет-маркетолог так или иначе сталкивается с подобными вопросами от клиентов, ведь каждому предпринимателю интересно, какой результат он получит за свои деньги. В данной статье мы коснемся темы прогнозирования посещаемости сайта.

Прогноз посещаемости – это предварительная оценка возможного трафика и необходимого бюджета для продвижения сайта или конкретного запроса.         Условно все прогнозы можно разделить на обобщенные (для сайта в целом) и точечные (для одного запроса или группы запросов). Разделение неизбежно и связано с затратой человеко-часов на выполнение одного подсчета.

Как правило, обобщенные подсчеты выполняются на этапе формирования коммерческого предложения и являются приближенными к реальности. При точечном подсчете учитывается больше факторов, но время выполнения увеличивается в разы.

Общий алгоритм предварительной оценки посещаемости сайта и необходимого бюджета может выглядеть следующим образом:

  1. Определение тематики сайта и формирование начального списка запросов.
  2. Срез текущих позиций сайта по отобранным запросам в результатах поисковой выдачи и оценка текущей посещаемости сайта.
  3. Анализ конкурентной среды.
  4. Формирование предварительного прогноза посещаемости на основании заданного бюджета либо подсчет бюджета, необходимого для достижения поставленных целей.

Естественно, у каждого маркетолога может быть своя уникальная методика, которая позволяет оперативно определять необходимые параметры. Но так как большинство не владеет рецептом «супа с секретным ингредиентом», давайте подробнее рассмотрим этапы прогнозирования.

Составление списка запросов

Для того чтобы сделать хоть какой-то прогноз, в первую очередь необходимо определиться с тематикой сайта (раздела) и подобрать ключевые слова, которые будут использоваться для продвижения. То есть составить основу семантического ядра. Для этого можно использовать сервисы, которые знает каждый оптимизатор: WordStat, База Пастухова, статистика LiveInternet, KeyCollector и многие другие.

Помимо определения самих запросов также узнаем их частоту. Разумеется, при оценке частотности необходимо исключать словоформы и другие запросы, содержащие анализируемые ключевые слова. Для этого используются специальные операторы «!» и «”»:

Частота запроса «“!купить !ноутбук”» составляет 2078 показов в месяц, в то время как у запроса «купить ноутбук» без использования специальных операторов – 25970 показов за тот же срок.

Конкретизация запроса давно стала необходимостью. Тем не менее, многие начинающие специалисты по-прежнему допускают такие ошибки, определяя общую частотность и делая на ее основании неверные прогнозы.

WordStat и другие сервисы, которые получают данные от него, показывают частоту запросов в Яндексе. Тут важно учитывать неодинаковую популярность поисковых систем. Для этого можно использовать статистику LiveInternet:

На скриншоте отображено процентное отношение использования поисковых систем в Украине. Примерная общая частота запроса «!купить !ноутбук» по Украине составила 6813 (выводим по пропорции 2078*100/30.5, где последнее число – процент поисковых запросов, который приходится на Яндекс, а первое – количество показов).

Уровень конкуренции в тематике и частотность запросов будет основой для определения приблизительной стоимости продвижения интернет-ресурса.

Прогноз посещаемости

Количество переходов пользователей из поисковых систем на сайт по тому или иному запросу зависит от позиции сайта по конкретному запросу в поисковой выдаче. Каждая позиция в поисковой выдаче имеет свой CTR (отношение переходов к показам). Чем выше позиция, тем выше CTR.

Так как нельзя с точностью сказать, на какой позиции ваш сайт будет по разным запросам, стоит брать усредненный CTR (предполагая, что продвигаемые запросы выйдут в топ-10).

Рост позиций сайта происходит постепенно, поэтому для каждого месяца продвижения используется свой усредненный CTR. Высчитав общую частоту запросов и усредненный CTR, получаем прогнозируемый ежемесячный трафик. И натыкаемся на еще один подводный камень…

Рассматривая Украину как регион продвижения, нельзя игнорировать особенности продвижения в поисковых системах Google и Яндекс. Запросы, не содержащие названий городов, в большинстве своем рассматриваются ПС Яндекс как геозависимые. То есть данные запросы имеют больше шансов занять высокие позиции в выдаче Яндекс в регионе сайта.

В то время как в Google запросы, не содержащие названия городов, фактически будут географически независимыми и, соответственно,  конкуренция по ним будет значительно выше. Затраты на вывод таких запросов в топ-10 Google будут значительно выше суммы, необходимой для вывода данных запросов в топ-10 Яндекс в определенном регионе.

При фиксированном бюджете на продвижение ресурса нерационально расходовать все средства на 2-3 запроса. А на выделенные суммы, как правило, рост позиций в Google будет происходить гораздо медленнее, чем в Яндекс. Поэтому для Google усредненный CTR может быть значительно ниже.

В итоге для подсчета прогнозируемой посещаемости необходимо рассчитать количество переходов из разных поисковых систем по разным критериям:

Трафик = (частотность в Яндекс)*CTR1+(частотность в Google)*CTR2

Оценка конкурентной среды и текущих показателей сайта

Как было сказано выше, стоимость продвижения сайта зависит от уровня конкуренции в тематике. Есть высококонкурентные тематики, например, недвижимость, авто, бытовая техника и т.д. Есть и низкоконкурентные тематики, например, аквариумные креветки.

Чем больше конкуренции в тематике, тем больший бюджет понадобится для продвижения выбранных запросов. Анализ конкурентной среды заключается в оценке поисковой выдачи по отобранным запросам, оценке характеристик сайтов-конкурентов и их ссылочной массы. Для этого можно использовать Seobudget или его аналоги – за определенную сумму вы получите денежный эквивалент ссылочной массы сайта. При этом не обязательно сайты-конкуренты тратят такие суммы. Вполне вероятно, что часть ссылок была получена естественным путем.

Но получение ссылок естественным путем может затянуться на века, а результат нужен завтра. Поэтому мы выводим денежный эквивалент, который позволит оперативно нарастить необходимую ссылочную массу.

Получив оценку необходимой ссылочной массы, мы анализируем текущие характеристики сайта и его позиции по отобранным запросам. Такая оценка позволяет в сравнении с конкурентами более адекватно оценить необходимый бюджет – вполне вероятно, что сайт уже имеет неплохие позиции и для получения оговоренных показателей переходов потребуется меньший бюджет.

В итоге мы получаем ускоренный обобщенный прогноз посещаемости сайта и бюджет, необходимый для достижения данных результатов.

Утопия

Данный прогноз будет справедливым в течение всего периода работ по продвижению сайта, если все текущие условия сохранятся в том состоянии, в котором они были во время составления прогноза. Но конкуренты и индустрия не стоят на месте.

Факторы, влияющие на отклонение прогноза

Погрешность при прогнозе неизбежна: сезонность, новые алгоритмы и фильтры, потеря актуальности семантики, дубли, ошибки на сайте, дубли в индексе, изменение релевантности страниц, воровство контента, ошибки Яндекса (например, с геозависимостью), изменение спроса, непрогнозируемые действия конкурентов, неожиданные пожелания от клиента, накладки платежей, ссылочные взрывы и масса других сюрпризов.

Некоторые факторы, способные изменить прогноз в худшую сторону, можно исключить на начальном этапе.

Неточность при подборе семантики сама собой стремится к нулю, когда подбором запросов занимается высококвалифицированный специалист, знакомый с конкретной темой.

Технические недоработки на сайте, дубли страниц и прочие неприятности, связанные с ошибками при разработке исправляются на этапе предварительного технического анализа.

Остаются только факторы, на которые оптимизаторы никак не могут повлиять.

Сезонность

Любая тематика подвержена периодическим колебаниям частотности запросов. Обычно спад наблюдается летом, в праздничные дни и т.д. Но есть и другие периоды, например, тематика «Мебель» подвержена сезонным спадам дважды в год: в середине зимы и в конце весны – начале лета.

В некоторых тематиках популярность запросов проседает на 30-40%. Это, в свою очередь, влияет на посещаемость ресурса. Смотрим на простенькую формулу:

Посещаемость=Частотность*CTR.

Изменения в алгоритмах ранжирования поисковых систем

Поисковое продвижение – игра на поле поисковых систем, поэтому именно они выбирают правила.

Поисковые механизмы ежедневно развиваются, совершенствуются и стараются предоставлять пользователям еще более точные и информативные ответы на их запросы. Это стремление приводит к тому, что поисковые машины ежедневно при расчете позиций сайта берут в учет все новые и новые критерии оценки.

К сожалению, поисковые системы редко сообщают какую-либо информацию об изменениях в своих алгоритмах, поэтому эти изменения становятся видимыми уже постфактум.

Непредвиденные действия конкурентов

В любом бизнесе есть конкуренция. Если сегодня ваш конкурент не выделяет бюджет на рекламу, это не значит, что так будет и завтра. Вполне вероятно, что ваши конкуренты могут заоблачно увеличить бюджет, нарастить огромную качественную ссылочную массу и занять более высокие позиции, которых вы, в свою очередь, не сможете достигнуть в рамках текущего бюджета – либо придется его наращивать, либо пересматривать стратегию продвижения.

Выводы

Прогноз является первоначальной цифрой, на которую можно ориентироваться в работе. Чтобы не ударить в грязь лицом, нужно внимательно подходить к прогнозированию результатов. А для достижения прогнозируемых показателей необходимо ежемесячно корректировать стратегию работы на основании данных статистики.



Комментарии

Комментарии (0)

Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Эстония
    Tien
    : Is that really all there is to it because that'd be flaibergastbng.
  • Полезные советы новичкам WordPress
    Роман
    : В строке с "else if" в примере (на картинке) вроде не хватает одной закрывающей кавычки. И
  • Gekos красно-золотой
    Админ Блогович
    : ИЛИ выступлениями на внешних семинарах/конференциях
  • Gekos в Стамбуле: мы работаем там, где лето
    Денис
    : Очень крутая статья!
  • Как увернуться от гранаты или «Яндекс АГС – уберется все!»
    Рустем
    : Спасибо за кейс. На счёт хостингов - полностью согласен. Некоторые сайты расположены на ка
  •