Как увернуться от гранаты или «Яндекс АГС – уберется все!»

На дворе лето, за окнами +28, многие уже нежатся на золотых песках, попивая сладкие фруктовые коктейли, не думая о работе и, тем более, о том, что кто-то в этот момент спасает их сайты от всяких фильтров поисковых систем. Именно в эту чудесную пору, но в прошлом году на мой электронный ящик пришло письмо с просьбой помочь с интернет-магазином сантехники…

От этого сайта-бедолаги отказывались все серьезные SEO-компании, понимающие риск, но с удовольствием брались новички в поисковой оптимизации, не осознающие, почему все открещиваются от него. Судя по «миганию» ссылочной массы, последних было не менее семи за последний год. Не заметить наложенный фильтр было невозможно. Сайт так и кричал: «Спасите! Я под фильтром!».

Краткая история о фильтре АГС

АГС (полная расшифровка Анти-Гов*о-Сайт) – это единственный фильтр поисковой системы Яндекс, существование которого не отрицается, а официально комментируется разработчиками. Подробнее о нем можно почитать здесь.

Фильтр АГС получил свое название в честь знаменитого гранатомета. Считается, что данный фильтр накладывается автоматически, но я уверена, что сотрудники Яндекса делают это и вручную. Фильтр АГС-17 создан еще в 2006 году и успешно существует до сих пор. В 2010 появилась более продвинутая версия фильтра – АГС-30. Всерьез, заговорили о фильтре только в конце лета в 2009 года. Все SEO-форумы пестрили постами о том, что из индекса стали выпадать страницы сайтов. Этот период стал переломным – только тогда вебмастера всерьез задумались о качестве создаваемых сайтов.

Каким должен быть сайт, чтобы понравиться Яндексу?

  1. Длина текстов: не менее 2000 знаков. Именно такой объем Яндекс считает оптимальным.
  2. Количество исходящих ссылок со страницы: не более 5. Ссылки должны быть работоспособными и отвечать общей тематике сайта.
  3. Хороший хостинг. Если хостинг слишком медленный, то необходимо его сменить. Если Яндекс столкнется с 502-й ошибкой, он сразу сочтет сайт неработающим.
  4. Уникальный качественный контент. Плотность ключевых слов должна быть в пределах 5-7%.
  5. Обновляемый контент на сайте. Старайтесь добавлять хотя бы одну-две статьи в неделю.
  6. Нет дублированных страниц. Обязательно проверяйте сайт на наличие дублированных страниц. Их не должно быть на сайте.

Это лишь малая часть из списка, т.к., по словам разработчиков, фильтр учитывает более 1000 показателей, при этом их список постоянно растет и совершенствуется.

От наказания со стороны Яндекса не застрахован никто, но чаще всего фильтр накладывается на интернет-магазины и порталы, содержащие некачественный, неуникальный контент и продажные ссылки.

Как распознать фильтр АГС?

Главный признак – из индекса выпали страницы сайта. Осталось всего несколько страниц, либо только главная.

Для проверки введите здесь URL вашего сайта. Если в индексе менее 10 страниц (а на сайте значительно больше), вероятнее всего, наложен данный фильтр.

Вернемся к нашему проблемному интернет-магазину сантехники.

Случай был действительно сложный, но тем интересней. В течение полугода велась настоящая борьба за возращение сайта в выдачу. Внешне веб-сайт представлял собой довольно привлекательный интернет-магазин, где можно купить элитную душевую кабину или джакузи с гидромассажем. Единственной видимой проблемой была медленная загрузка страниц, приходилось ждать пару секунд. Но, копнув глубже, я поняла, что проблем на сайте море разливное.

Домен был зарегистрирован еще в 2009 году, но активная работа по продвижению началась позже – в 2011. Уникальный привлекательный дизайн, кое-где уникальный контент, правильная структура сайта, отсутствие продажных ссылок – на этом, пожалуй, плюсы заканчиваются. С самого запуска сайта были проблемы с индексацией в Яндексе, потом все наладилось, страницы появились в индексе, но позже – полный обвал, все страницы выпали из выдачи, осталась только главная. Переписка с Платоном Щукиным (техподдержка Яндекса) проблемы не решила, на все письма приходил один ответ: «Почитайте, пожалуйста, определение Яндекса по поводу качественности сайта…» и тогда начались  активные действия по спасению интернет-ресурса.

Борьба с фильтром АГС

Раз. Первое, что было сделано – смена хостинг-провайдера. Интернет-магазин заработал шустро, страницы грузились за миллисекунды. Был выбран зарубежный провайдер с блестящей репутацией. На мой взгляд, хороший хостинг – это очень важно.

Медленная загрузка страниц не только вызывает негативные эмоции пользователя и увеличивает процент отказов, но и затрудняет индексацию поисковыми системами.  Плюс к тому же, поисковая система Яндекс разделяет хостинги на «трастовые» и «заспамленные» (на которых расположено много ГС).  Желательно по возможности проверить, какие соседи находятся с вами на одном хостинге.

Еще один момент, который не афишируют. Часть хостинг-провайдеров ограничивает поисковым ботам доступ к сайтам клиентов. Тому есть примеры из практики.

Два. На сайте оказалось всего 3 уникальные статьи, поэтому началась активная борьба за уникальность – сделан рерайт  текстов до полной уникальности, заполнены все пустые разделы, каждый день добавлялось по одной статье-новости объемом 2000-2500 символов. Строго соблюдена «тошнота» страницы в пределах 5-7% в зависимости от объема статьи. Прописаны все метатеги, создана Карта сайта, robots.txt.

По моему мнению, сам по себе неуникальный контент не может стать причиной наложения АГС, более опасным является плохой рерайт, переспамленные ключевыми словами и несоответствующие тематике и продвигаемым ключевым словам тексты.  По цитате из официального комментария  «поисковая система Яндекс является лишь зеркалом интернета, поэтому мы не правомочны разбираться в вопросах плагиата» можно сделать вывод, что уникальность не главное. Но я не рекомендую игнорировать данный пункт.

Три. Проанализировав внешние ссылки сайта, я поняла, что над ресурсом в свое время работали несколько оптимизаторов. Наблюдался то значительный прирост ссылок до 1000 за один месяц, то резкое падение (арендованные ссылки снимались одним махом, чего делать категорически нельзя). Множество внешних ссылок были совершенно нетематическими – тут и казахстанские сайты об утилизации мусора, и российские сайты путан, и сетки сателлитов… полный багаж ссылочного мусора. Поэтому было принято решение выделить бюджет на ссылочную массу по следующему принципу: 30% вечных ссылок с трастовых новостных ресурсов, 30% арендованных строго с тематических ресурсов и 40% контекстных ссылок из тематических статей. Кроме того была реализована качественная внутренняя перелинковка, удалены все битые и исходящие ссылки. Это очень важные шаги.

Четыре. Обратили внимание на то, что некоторые страницы получают 94-97% отказов пользователей. Пришлось тщательно разобрать информационное наполнение этих страниц. Оказалось, что наполнение не соответствует тому, что пользователь ищет. Страница заточена под один запрос, на деле же там размещена совсем другая информация.  На несоответствующих страницах нашего сайта был заменен контент и размещены качественные изображения.

Обращайте внимание на большой процент отказов – это сигнал о том, что над сайтом или конкретной страницей нужно поработать. Исключением, являются, пожалуй, только «варезники» и другие сайты, где пользователь находится только в течение пары секунд, после чего, нажав на кнопку «Скачать», переходит на файлообменник (т.е. фиксируется большой процент отказов, но на деле это нормально).

Пять. После того, как на сайте были устранены все выявленные ошибки, я пришла с повинной к Платону. Написала письмо о том, что сайт действительно не совсем соответствовал требованиям Яндекса, но все ошибки устранены и теперь мы им гордимся. Шаблонный ответ Платона Щукина не принес должного результата. Сайт по-прежнему находился под фильтром АГС.

Тогда пришлось пойти на радикальный, но в большинстве случаев действенный метод – закрыть весь сайт от индексации Яндексом в robots.txt и удалить его из Яндекс.Вебмастера.  По истечению нескольких недель сайт полностью исчез из кэша, чего мы и ожидали.  После этого индексация была открыта, а сайт добавлен в Вебмастер Яндекса.

Эпилог

Прошло 4 месяца. Для обработки заказов интернет-магазина взяли еще двух дополнительных менеджеров, как-никак заказов прибавилось в разы (ведь сайт был спасен от фильтра и хорошо индексировался Яндексом!). Взяли матерого копирайтера, который размещает десятки новых товаров ежедневно с детальным описанием и красочными иллюстрациями, а также добавляет несколько свежих новостей в неделю. Сайт магазина сантехники процветает и радует своего владельца объемами продаж, а покупателей полезными статьями, советами и качественным товаром.

Не попадайте под фильтры, а попав – не отчаивайтесь, терпение и труд все фильтры перетрут! Удачи и спасибо за внимание!



Комментарии

Комментарии (1)

Ваш e-mail не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *

  • Рустем, 28.06.2013:

    Спасибо за кейс. На счёт хостингов — полностью согласен. Некоторые сайты расположены на каких-то непонятных хостингах в Зимбабве, с абсолютно непонятными сайтами во всей подсети.
    Мы, кстати, проводили исследование вопроса «соседей» по хостингу, вот пост с методикой и результатами http://trends.optimization.im/seo/x-hostings/.

    Для себя выделили 3 хостинга, которые мы любим и рекомендуем нашим клиентам. К другим относимся с подозрением и оцениваем их по куче параметров. Вот только скорость работы сайтов зависит, увы, не только от хостингов.

  • ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

  • Эстония
    Tien
    : Is that really all there is to it because that'd be flaibergastbng.
  • Полезные советы новичкам WordPress
    Роман
    : В строке с "else if" в примере (на картинке) вроде не хватает одной закрывающей кавычки. И
  • Gekos красно-золотой
    Админ Блогович
    : ИЛИ выступлениями на внешних семинарах/конференциях
  • Gekos в Стамбуле: мы работаем там, где лето
    Денис
    : Очень крутая статья!
  • Как увернуться от гранаты или «Яндекс АГС – уберется все!»
    Рустем
    : Спасибо за кейс. На счёт хостингов - полностью согласен. Некоторые сайты расположены на ка
  •